Явление на Угреше иконы святителя Николая Чудотворца великому князю
Дмитрию Ивановичу Донскому накануне Куликовской битвы.
Октябрь 1380
Дмитрий Донской на обратном пути с поля Куликова отслужил молебен на
Угреше и повелел возвести храм в честь святителя Николая и основать
монастырь. Ориентировочно сентябрь-октябрь.
1443
Первое письменное упоминание: надпись в книге житий святых, которая «….
Повелением Господина Зиновия иегумена Сергиева монастыря списася грешником
Ионой иегуменом Угрешским».Ориентировочно 1432-1443.
9 сентября 1479
Летопись повествует о пожаре в Кремле у церкви митрополита Петра
Чудотворца, что на Угрешском подворье под горою, близ теперешней Петровской
башни.
1488
Посылка на Угрешу из Галицкого Паисиевского монастыря одного монаха,
публично пророчившего пожар в Москве на Пасху.
1519
Первое летописное сообщение о том, что в Николо-Угрешском монастыре
побывал великий князь Московский, -государь Василий III Иванович.
1521
Войска крымского хана Магмет-Гирея после завоевания Казани и опустошения
рязанских и коломенских земель сожгли село Остров и соседний с ним
Николо-Угрешский монастырь.
1545
Первая, известная жалованная великокняжеская грамота великого князя и
государя Ивана IV Васильевича Николо-Угрешскому монастырю , закрепившая за
обителью право владения четырнадцатью селами в четырех уездах.
6 мая 1546
Юный царь Иван IV Васильевич Грозный решил отправился по Москве-реке на
судах на богомолье в Угрешу, а оттуда отплыл в Коломну, где простоял с
войском до августа в ожидании нападения крымского хана Девлет-Гирея.
29 июня 1555
В Николо-Угрешском монастыре встречали чудотворный образ Николы
Великорецкого, который речным путем переправлялся из Вятки в Москву для
поновления. Икону встречал младший брат государя Ивана IV Юрий Васильевич.
17 февраля 1598
Земской (или Великий) собор избрал Бориса Годунова на царство. Игумены
Угрешские Елеазар и Тихон поставили свои подписи под грамотой собора.
Февраль 1602
В Николо-Угрешском монастыре обрел свое первое пристанище бежавший из
Чудова монастыря Григорий Отрепьев, который стал позднее Лжедмитрием I.
Август 1610
На Угрешу прибыли Лжедмитрий II и Марина Мнишек, признавшая нового
Самозванца “чудом спасшимся мужем”.
27 марта 1614
Угрешская обитель стала местом сбора Первого земского ополчения: сюда
сошлись дружины Прокопия Ляпунова из Коломны, Ивана Заруцкого из Тулы, а
также воинство князей Трубецких и Волынских.
5 мая 1614
Государь Михаил Федорович со свитой впервые посетил Угрешу, где
произошло освящение храма, предположительно обновленного собора во имя
святителя Николая.
Июль 1634
Последний Угрешский поход Михаила Федоровича, упомянутый в летописях,
пришелся на 14-16 июля. Всего было 9 Угрешских походов.
28 сентября 1645
Угрешский игумен Дионисий присутстствует на церемонии венчания на
царство Алексея Михайловича.
По решению Собора мятежного протопопа Аввакума
предали анафеме и в полночь вывезли из Москвы на телеге. Повезли ночью на
Угрешу к Николе в монастырь, где он содержался до начала сентября 1666 года.
5 сентября 1666
Протопопа Аввакума из Угреши вывезли в Пафнутьев монастырь под
Боровском.
11 июня 1668
Посещение Угреши царем Алексеем Михайловичем вместе с тремя вселенскими
патриархами: Московским - Иоасафом, Антиохийским - Макарием и
Александрийским - Паисием.
14 мая 1675
Последний из 13 походов Алексея Михайловича в село Остров и на Угрешу.
4 апреля 1690
Юный царь Петр Алексеевич отправился до Угреши по Москве-реке на
знаменитом измайловском боте.
14 марта 1691
Петр I совершал в бурную погоду прогулку по Москве-реке до Угреши на
новой яхте
10 августа 1810
Родился архимандрит Николо-Угрешского монастыря преподобный Пимен
Угрешский (в миру Петр Дмитриевич Мясников).
27 августа 1858
Посвящение в сан архимандрита преподобного Пимена.
15 сентября 1860
Освящение митрополитом Филаретом деревянной церкови во имя апостолов
Петра и Павла.
1866
Завершение строительства Палестинской (Иерусалимской) стены со стороны
дороги на Москву. Это уникальное сооружение построено по мотивам изображения
городов на русских иконах и символизирует Иерусалим.
8 мая 1866
Открыто монастырское училище, под которое было приспособлено здание
бывшего постоялого двора, располагавшегося в пойме Москвы-реки.
Преподавателем для 60 мальчиков из окрестных сел стал послушник Дмитрий
Байков.